Добро пожаловать в программу «Шахматы для общего развития»!

Что Это? (Информация о программе)

    Эта компьютерная программа создана для учителей и учеников, занимающихся по курсу «Шахматы для общего развития». Курс направлен на развитие способности действовать в уме, идеальным материалом для которой является игра в шахматы. По мере усложнения шахматных заданий наряду с этой способностью начинают развиваться и другие, в чем и состоит основной замысел авторов, и почему курс носит именно такое название. Учитель, взявший на вооружение данную технологию, сможет помочь ученику осуществить перенос способности, выработанной на шахматах, на другие виды учебной, и не только учебной деятельности.

    Обращаем Ваше внимание на то, что возраст учеников, которые могут заниматься по этому курсу, практически не ограничен. Есть своя специфика в использовании программы детьми дошкольного возраста. Для младших школьников программа особенно полезна для развития способности действовать в уме, которая является важнейшим новообразованием возраста. Для подростков и старшеклассников занятия по программе могут способствовать развитию мышления и рефлексии. Для учеников пожилого возраста работа с программой может быть полезна для поддержания их интеллектуальных способностей на высоком уровне, так как обучение полезно для развития в любом возрасте!

Зачем это? (Возможности программы)

    Программа дает возможности создавать условия для развития, а именно:

  • Позволяет быстро и точно определить, какие задания и на каком уровне доступны ученику на каждый конкретный момент обучения.

  • Позволяет ученику двигаться в своей зоне ближайшего развития, не форсируя это движение, но и не застревая на уже доступных заданиях.

  • Моделирует работу с шахматной доской и дает возможность использовать средства материализации, к которым следует обращаться при затруднениях с выполнением заданий на начальных этапах освоения материала.

  • Позволяет пройти длинную дистанцию в направлении развития способности действовать в уме: от элементарных действий по определению местоположения и цвета поля, до решения в уме сложных задач на мат в 2 хода. На каждом этапе ученик имеет возможность освоить действие в материальном плане, после чего постепенно увеличивать нагрузку на идеальный план. На последнем уровне каждое задание выполняется ребенком полностью в уме, без опоры на шахматную доску.

Как это устроено? (Возможности пользователя)

    Внутри каждого этапа ученик решает задачи различных типов и уровней сложности, постепенно продвигаясь в направлении основной задачи курса – развитию способности сделать в уме шахматный ход, представляя позицию, понимая ее шахматный смысл, осуществляя в уме действие анализа и нахождения одного или нескольких вариантов решения.

    При решении задач на мат в 2 хода осуществляемые действия по анализу позиции и поиску решения существенно усложняются, так как от решающего задачу требуется сыграть за противника, найдя варианты защиты от мата, и удерживать в уме варианты изменяющейся в результате первого хода позиции.

  • Этапы работы в программе построены в соответствии с этапами развития способности действовать в уме и подробно описаны в соответствующих инструкциях.

  • Особенность программы - в интерактивном взаимодействии с выполняющим задание ребенком. В зависимости от ответов и действий, совершаемых учеником, программа предлагает тот или иной вид помощи или форму работы с заданием – в соответствии с принципами и этапами развития способности действовать в уме, заложенными в методике.

  • При работе с классом, программа помогает учителю организовать одновременную самостоятельную деятельность всех детей в классе, распределять внимание между детьми, обеспечить движение каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

  • Учитель может отслеживать, как каждый ученик работал с заданием, какие трудности у него возникали, как он их преодолевал, и на основании этой информации подготовить для ученика задания на следующий урок. Также он имеет возможность, в опоре на сохраненную информацию, провести вместе с ребенком рефлексию его самостоятельной работы, обсудить возникавшие трудности, выстроить замысел следующего этапа работы.

Как получить доступ к программе?

Вы можете воспользоваться демонстрационным доступом, или приобрести полный доступ к программе. Выберите Ваш план:
Демонстрационный Частное лицо (базовый) Частное лицо (профессиональный) Учитель
Отсутствие рекламы
Полный доступ ко всем 24 типам заданий
Техническая и образовательная поддержка
Возможность регистрации учеников и отслеживания их динамики
Бесплатный комплект книг В.К. Зарецкого "Шахматы для общего развития"
Стоимость плана Бесплатно 600 рублей 1500 рублей 1000 рублей на одного ученика (учитель бесплатно)
Получить доступ Зарегистрироваться Пожалуйста, напишите письмо на наш адрес.
Получить доступ Зарегистрироваться
Пожалуйста, напишите письмо на наш адрес.

Как приобрести книги? (Для стремящихся более глубоко погрузиться в психологию развития)

    Для Вас издательство «Райхль» подготовило книги по курсу «Шахматы для общего развития»:

  • «К развитию через шахматы: рефлексивно-деятельностный подход»

  • «Шахматы для общего развития»

  • «Рабочая тетрадь для учителя и ученика»

    Чтобы приобрести книги, напишите нам запрос на наш адрес.

Статьи и иные методические материалы

Компьютерная программа “Шахматы для общего развития” как реализация идей Рефлексивно-Деятельностного Подхода (А. Черныш, 2017).

Кто это придумал?

Команда проекта:

  • Маттиас Дрегер (Германия) - человек, без поддержки которого существование проекта было бы невозможно.

  • Виктор Кириллович Зарецкий (Россия) - автор методики "Шахматы для общего развития".

  • Алексей Александрович Черныш (Россия) - автор компьютерной программы "Шахматы для общего развития" и данного сайта.

Мы выражаем признательность и благодарность за сотрудничество следующим людям:

  • Профессор Александр Бюссе (Канада) - за некоторые важные идеи, а также за французский перевод программы.

  • Ханс-Хеннинг Мей (Германия) – за перевод на немецкий шахматный язык.

  • Норберт Линденталь (Германия) – за немецкую локализацию программы.

  • Антон Горбунов (Россия) - за внимательное и вдумчивое тестирование программы.